Эта тема посвящена одной из самых любимых мною групп - Чилдрен Ов Бодом.
Между первыми восторженными возгласами в адрес Children оf Bodom ("о, эта удивительная группа из Финляндии!") и статусом авторитетнейшей метал-команды, которой уже сегодня прочат место в Зале славы рок-н-ролла, пролегло чуть больше десяти лет. Сегодня об этих финских металлистах знает любой уважающий себя метал-фан. Команда гипнотизирует слушателя интенсивностью звучания, первоклассным качеством и безупречным исполнением записей, использующих почти весь наличный словарь метал-стилей. Кроме таких направлений, как speed, power, death и black, Children оf Bodom опираются на классический хэви-метал и его специфические скандинавские разновидности.
Метал-квинтет Children оf Bodom появился в 1993 году в финском городе Эспоо. У кормила команды стояли еще совсем юные приверженцы тяжелого металла: гитарист Александр Куоппала (Alexander Kuoppala), барабанщик Йаска Раатикайнен (Jaska Raatikainen), бас-гитарист Хенкка Т. Блэксмит (Henkka T Blacksmith) и, наконец, вокалист и гитарист Алекси Лайхо (Alexi Laiho), самый опытный из участников, игравший до этого в местной группе Impaled Nazarene. Название команды, разумеется, должно было звучать грозно и таинственно. Подсказку нашли в истории финской криминалистики. В 1960 году на озере Бодом неподалеку от Эспоо были жестоко убиты трое подростков, разбивших палатки на берегу озера. Их четвертый товарищ получил серьезные ранения, но чудом выжил. Убийство так и осталось не раскрытым.
Сначала Children оf Bodom взяли строгий курс на трэш-метал, но вскоре трэш обогатился элементами классического хэви-метал. После появления в команде клавишника Джейна Уирмана (Janne Wirman) оказался востребованным и блэк-метал старой школы, а пронзительный вокал в духе death metal, превращенный Алекси Лайхом в виртуозный инструмент, придал саунду цельность и завершенность. Поиски оптимального соотношения мелодичности и тяжести, гитарных риффов и атакующей ритм-секции продлились несколько лет. Музыканты долго раскачивались, зато стартовали во всеоружии.
Когда в 1996 году Children оf Bodom отважились побеспокоить руководство компании Spinefarm Records, предложив им для знакомства кассету со своими демо-материалами, подписание контракт было делом нескольких дней. Лейбл приложил все усилия, чтобы как следует обставить появление еще одной силы на фронте тяжелого рока, так что дебютный сингл "Children оf Bodom" с легкостью покорил финский рейтинг продаж, стал хитом #1 и получил на родине платиновый сертификат.
Спустя год в Финляндии был опубликован первый альбом "Something Wild" (1997). Когда в ноябре этого знаменательного для группы года Children оf Bodom открывали шоу своих старших коллег Dimmu Borgir в Хельсинки, уже на следующий день пресса объявила их новыми королями финской метал-сцены. В условиях, когда масса издававшихся во всем мире метал-альбомов, как правило, оставалась без всякой ротации в радиоэфире, участники Children оf Bodom могли надеяться только на живой контакт с публикой и поддержку прессы. Критики, надо отдать им должное, не подкачали, отмечая техническое мастерство музыкантов, особенно барабанщика, и даже компактность альбома (общее время звучания 32 минуты) ставя группе в заслугу - это придало записи более ёмкий, интенсивный характер.
К началу 1998 года у команды на руках были контракты на издание их альбомов в Европе, а затем в Японии и Таиланде. Японский вариант диска "Something Wild" включал кавер-версию трека "Mass Hypnosis" их любимой группы Sepultura.
Европейская метал-коммуна с симпатией отнеслась к "финскому вторжению". Поездив по ближайшему зарубежью и показав себя десяткам тысяч зрителей, пятерка занялась подготовкой второго альбома. В феврале 1999 года лонг-плей "Hatebreeder" появился в музыкальных магазинах Европы, а к концу года и в США. Ко второму альбому Children оf Bodom отыскали безупречную форму для своей музыки: теперь они звучали громче и тяжелее, играли еще быстрее (хотя и раньше удержаться на их скоростях удавалось не многим метал-группам). В том что касалось характера отдельных треков, "Hatebreeder" получился более многогранным, чем "Something Wild". Хит-сингл "Downfall" снова возглавил финский чарт и вскоре стал золотым.
Почти все лето 1999 года Children оf Bodom объезжали Скандинавию и Европу с концертами. Незадолго до начала европейского тура, в июне 1999, группа высадилась в Японии, где отыграла три шоу при переполненном зале, разделив сцену с командами Dark Tranquillity и Sinergy. Как это было, всем желающим поведал концертный альбом "Tokyo Warhearts-Live in Japan". Изданный в октябре 1999 года скромным по европейским меркам 20-тысячным тиражом, компакт-диск "Tokyo Warhearts..." исчез с прилавков магазинов уже через несколько недель.
Тем временем в Финляндии страсти накалялись. "Hate Me!", третий сингл подряд, в 2000 году красовался во главе финского хит-парада, принеся команде еще одну "платину". Пока сингл двигался по восходящей в хит-параде, Children оf Bodom заканчивали студийные сессии, чтобы в октябре 2000 года обнародовать третий лонг-плей "Follow the Reaper". Восхитительный сплав не отшлифованных, "сырых" риффов, характерных для дебюта, и технической акробатики, отличавшей второй альбом, "Follow the Reaper" впечатлил метал-фанов. Наиболее примечательный момент - профессиональный рост музыкантов, представших как гораздо более зрелый и сплоченный коллектив. "Блэк-метал с самыми счастливыми клавишными, которые знавал этот стиль до сих пор, и при этом бескомпромиссный и брутальный", - отозвался о релизе один из рецензентов.
В том же 2000-м году команда приложилась к созданию альбома-трибьюта Scorpions, записав кавер-версию их песни "Don't Stop at the Top". Этот трек, а также кавер "Shot in the Dark" Оззи Озборна были представлены на японском издании альбома "Follow the Reaper".
В январе 2003 года дискография группы пополнилась еще одним студийным релизом - "Hate Crew Deathroll". В некоторых странах трек-лист "Hate Crew Deathroll" был расширен за счет кавер-версий Slayer, Iron Maiden и Ramones. Новый уровень композиторского и исполнительского мастерства, еще более агрессивный и интенсивный саунд, зигзагообразные гитарные соло и ироничные клавиши в стиле фильмов ужасов не прошли мимо внимания профессионалов. Children оf Bodom обнаружили свое имя в списке номинантов на премию Emma, важнейшую музыкальную награду в Финляндии. Они номинировались в категории "лучший метал-альбом года".
Летом 2003 года, после довольно удачного американского турне, с коллегами распрощался Александр Куоппала - он слишком устал от многомесячных туров. Новым гитаристом Children оf Bodom стал Руп Латвала (Roope Latvala), уже проявивший себя как отличный исполнитель в других финских группах. Любопытно, что его первоклассная гитарная техника в конце 80-х - начале 90-х (когда он играл в метал-группе Stone) оказывала мощное влияние на саунд Children оf Bodom. Заполучить такого музыканта было настоящим подарком судьбы.
В 2004 году команда испытала новый состав на прочность, подготовив мини-диск "Trashed, Lost & Strungout", который включал две новых вещи и две кавер-версии (в том числе "Bed оf Nails" Элиса Купера).
Над лонг-плеем 2005 года "Are You Dead Yet?" команда трудилась под патронатом известного финского продюсера и аранжировщика Микко Кармила (Mikko Karmila). Предварял появление альбома любопытный сингл "In Your Face", для которого группа записала неожиданный кавер - свою интерпретацию хита Бритни Спирс "Oops I Did It Again".
Конец 2005 года финны провели, колеся по европейским городам вместе с разогревающими командами Ektomorf и One Man Army. В январе 2006 стартовал четырехнедельный тур Children оf Bodom по Соединенным Штатам, который они проводят в компании с группой Chimaira.